Закон от 06.12.2006 № 155-ГД (в последней редакции от 29 декабря 2020 г.) содержит полный список оснований, по которым гражданин вправе претендовать на почетное звание «Ветеран труда» в Самарском регионе.
Звание "Ветеран труда Самарской области" присваивается гражданам по одному из следующих оснований:
1. Наличие следующих наград:
1) звание "Почетный гражданин Самарской области" при наличии трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин;
(в ред. Закона Самарской области от 05.10.2018 N 74-ГД)
2) знак отличия "За заслуги перед Самарской областью" при наличии трудового стажа не менее 30 лет для мужчин и не менее 25 лет для женщин;
(в ред. Закона Самарской области от 05.10.2018 N 74-ГД)
3) почетный знак Самарской Губернской Думы "За заслуги в законотворчестве" при наличии трудового стажа не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин;
(в ред. Закона Самарской области от 05.10.2018 N 74-ГД)
4) почетный знак Губернатора Самарской области "За труд во благо земли Самарской" при наличии трудового стажа не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин;
(в ред. Закона Самарской области от 05.10.2018 N 74-ГД)
5) знак отличия "Материнская доблесть" I и II степеней при наличии трудового стажа не менее 20 лет;
(в ред. Закона Самарской области от 05.10.2018 N 74-ГД)
6) Почетная грамота Куйбышевского обкома КПСС, облисполкома при наличии трудового стажа не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин.
В интернете часто можно встретить информацию о перерасчете пенсий за советский стаж, иногда авторы таких публикаций намерено вводят доверчивых граждан в заблуждение, а зачастую просто преследуют корыстные, а иногда и преступные намерения. Вместе с тем, переоценка пенсионных прав граждан, имеющих стаж до 2002 года, в том числе за советский период (так называемая «валоризация»), массово произведена ещё в 2010 году. Процесс «валоризации» (или установление дополнительных коэффициентов при расчете пенсии за стаж до 2002 года) начался с 1 января 2010 года. Валоризация была произведена в отношении всех «действующих» на тот момент пенсионеров. В настоящее время валоризация проводится тем, кто достиг пенсионного возраста, оформляет страховую пенсию и имеет при этом «советский» стаж. Гражданам, имеющим «советский» стаж (стаж до 01.01.1991 г.), при назначении пенсии за эти трудовые годы устанавливаются дополнительные проценты к пенсионному расчетному капиталу. Действующим законодательством предусмотрено такое увеличение. Согласно статье 30.1 Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01.01.2010 г. Одним из критериев начисления надбавки за советский стаж является наличие стажа во времена существования СССР. Если пенсионер соответствует данному критерию, то ему должны начислить по 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991г., т.е. с момента когда СССР официально прекратил своё существование. Вторым моментом начисления надбавки является работа с 1992 по 2002 год. За этот период расчетный пенсионный капитал, установленный на 1 января 2002 г., увеличивается на 10%. Следует обратить внимание, что специалисты Пенсионного фонда делают расчет самостоятельно на основании документов, представленных работодателями в ПФР. При этом никаких ограничений по учету «советского» стажа нет – учитывается весь трудовой стаж, подтвержденный должным образом. Таким образом, и гражданам, которым уже установлена пенсия, и тем, кто только сегодня готовится её оформить, пенсия устанавливается уже с учетом «советского» стажа и дополнительных коэффициентов за него, если гражданин осуществлял трудовую деятельность в указанный период, т.е. с 2010 года пенсии стали назначаться с учетом валоризации. Подведём итог, в настоящее время весь советский стаж граждан в Пенсионном фонде учитывается и рассчитывает автоматически, дополнительного заявления от гражданина не требуется. Будьте бдительны и не дайте себя обмануть.
Следует понимать, что индексация - это мера направленная на поддержание уровня жизни населения в условиях меняющейся рыночной экономики и роста инфляции. Работодатели должны проводить ее периодически. Требование закреплено в ст. 134 ТК РФ. Преимущественно это касается организаций бюджетной сферы, но и на коммерческие организации эти правила так же распространяются. Правила ее индексации определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций, в том числе коммерческих). Верховный суд разъяснял, что индексация — это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать уровень зарплаты может быть исполнена путем ее периодического увеличения без привязки к порядку индексации. В частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т. п. Но такой механизм индексации зарплаты (а виде повышения окладов или выплаты премий) должен быть прописан в локальном нормативном акте (определение Верховного суда от 08.04.19 № 89-КГ18-14). Таким образом, если индивидуальные предприниматели или коммерческие организации проводят индексацию зарплат в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и такой порядок индексации зарплаты (в виде повышения окладов) предусмотрен коллективным договором, соглашением или ЛНА организации, а итоговый размер зарплаты по сравнению, например, с предыдущим годом будет выше, то повышение окладов можно считать индексацией.
В соответствии с решением VII Пленума Областного Комитета ОО «СОПРСЗН» от 15 января 2020 года с целью более эффективного функционирования первичных профсоюзных организаций, предоставления им больших возможностей в решении вопросов материальной поддержки членов профсоюза, принято решение о перераспределении с 1 января 2020 года членских профсоюзных взносов следующим образом: - на деятельность первичных профсоюзных организаций направляться 60% поступивших членских взносов (ранее 50%); - на деятельность Профсоюза – 40 % поступивших членских взносов Ранее на деятельность первичной профсоюзной организации направлялось 50%, уплаченных членами профсоюза, членских взносов.
Ассоциация ветеранов социальной службы в своих рядах объединяет членов профсоюза, достигших пенсионного возраста, работающих или работавших до выхода на пенсию в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения Самарской области и имеющих трудовой стаж в этой сфере 15 и более лет. Если вы подходите по выше указанным критериям и есть желание поучаствовать в жизни Ассоциации ветеранов, то Вам необходимо написать заявление в территориальное отделение Ассоциации ветеранов социальной службы того района, где вы проживаете.
Работа территориальных отделений Ассоциации ветеранов социальной службы будет продолжена, как и раньше в тех районах, где вы проживаете. Территориальные отделения Ассоциации будут объединять все учреждения социальной защиты населения определенного района и проводить свою деятельность на базе того учреждения, где будет максимальное количество членов Ассоциации.
В соответствии со статьей 91 Трудового Кодекса РФ, рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. А также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к рабочему времени. Установленная законодательством продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Частью 3 статьи 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ). Следовательно, МРОТ включает как компенсационные (например, доплата за работу в ночное время, доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени), так и стимулирующие выплаты, установленные работнику за выполнение работы по определенной профессии (должности), предусмотренной трудовым договором (например, за стаж работы, за интенсивность и напряженность работы и т.п.). Вместе с тем совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх месячной нормы рабочего времени, сверхурочная работа выполняются сверх трудовых обязанностей работника и соответственно оплата указанной работы не входят в МРОТ.
Согласно ст. 62 ТК РФ, не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче копии документов, связанных с работой (копии приказов, выписки из трудовой книжки, справки о зарплате, об уплаченных страховых взносах, о периоде работы у данного работодателя и т.д.). Копии должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
По итогам специальной оценки условий труда согласно Трудовому Кодексу РФ предоставляются:
ст.92 – сокращенная продолжительность рабочего времени,
ст.117 – дополнительный отпуск, продолжительностью не менее 7 календарных дней,
ст.147 – повышенный размер оплаты труда. Минимальный размер составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), что предусмотрено и постановлением Правительства Самарской области №415.
Вместе с тем, с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» слова «на тяжелых работах» и «иными особыми» условиями труда исключаются. Данные изменения требуют приведение Постановления №415 в соответствие с федеральным законодательством.
В связи с чем, проводя специальную оценку условий труда многие работники нашей сферы, труд которых оценивался как вредный теряют «вредность» и соответственно гарантии и компенсации.
Учитывая, что это нарушает принцип социальной справедливости, а также с целью недопущения сокращения прав работников социальной отрасли на справедливую оплату труда Обкомом профсоюза подготовлено письмо на имя министра Антимоновой М.Ю. с предложением о разработки соответствующего НПА, сделав основной акцент на специфику учреждений социального обслуживания.
Обком профсоюза обязуется проинформировать председателя ППО об итогах и принятых решениях по данному вопросу.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 регламентируют трудовые отношения работников офисных и производственных закрытых помещений и работников, занятых на сельскохозяйственных, дорожных и строительных работах в особых условиях работы, связанных с экстремальными значениями температуры воздуха на открытом воздухе.
Однако, специального регулирования трудовых отношений социальных работников в особых условиях работы, связанных с экстремальными значениями температуры воздуха (очень жаркую +30) и (очень холодную -30) погоду, действующим законодательством не установлено и не регламентировано.
Согласно ст.68 ТК РФ, при приеме на работу до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.
на основании ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии и т.д.).
Нормами ст. 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. С ведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Согласно п.24 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 года № 225 «О трудовых книжках» в трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:
- о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;
о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, производимом организациями;
о других видах поощрения, предусмотренных законодательством РФ, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, работник вправе настаивать на внесении соответствующей записи в трудовую книжку, если она не внесена.
Как должностное лицо учреждения и представитель работодателя для всего остального трудового коллектива, руководитель учреждения не вправе вмешиваться в деятельность профсоюзной организации, а тем более требовать переизбрания ее председателя. Выйти с инициативой о проведении досрочных перевыборов председателя профкома, руководитель учреждения может только в том случае, если он сам является членом данной организации. П ри этом, действия этого члена профсоюза (независимо от его должности!) п строго в рамках процедуры, определенной Уставом Профсоюза.
Согласно ст.262 ТК РФ одному из работников (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между указанными лицами по их усмотрению. Оплата дополнительных выходных дней производится в размере и порядке, установленном федеральным законодательством.
Согласно ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.